О нас пишут

Не сразу город строился…

Этим материалом мы открываем цикл публикаций о вкладе Ульбинского металлургического завода в развитие Усть-Каменогорска. Ведь УМЗ недаром называют одним из градообразующих предприятий областного центра. И 65-летие завода вполне достойный повод вспомнить, что сделано ульбинцами, чтобы наш город стал таким, каким мы знаем его сегодня.

 

Начнем с рассказа о том, сколько и чего построено заводом для обеспечения устькаменогорцев комфортным и уютным жильем.  И здесь надо  напомнить факт, сейчас малоизвестный: в 1949 году, когда в Усть-Каменогорске шло становление Ульбинского  металлургического, в городе насчитывалось примерно 20 тысяч жителей. Большую его часть составляли дома частной застройки, а   культурные и социальные объекты можно было перечесть по пальцам…

 

Создавать новое, жизненно необходимое для страны производство ехали сотни людей из разных уголков огромной страны. И, конечно же, чтобы плодотворно трудиться, всем им была необходима крыша над головой. Потому и внимание на заводе строительству жилья уделяли не меньшее (если не большее!), чем возведению производственных объектов. С начала пятидесятых годов по 1991 год прошлого века на средства УМЗ введены в строй более полутора миллионов(!) квадратных метров жилой площади. Строили, привлекая лучших проектировщиков страны, наиболее квалифицированных строителей. И чем крепче становился на ноги завод, тем краше, современнее выглядел – во многом и усилиями ульбинцев! – Усть-Каменогорск.

 

Первым районом заводской застройки стал так называемый «квартал Б», включавший в себя улицы Гоголя и Металлургов. Параллельно жилые дома возводились и на Краснознаменной улице. Здания строили преимущественно в два-три этажа. Но отличались они повышенной комфортностью квартир, нарядной внешней отделкой, в которой активно использовалась лепнина. А на улице Панкратьева (в районе улицы Алматинской) рос коттеджный городок.
Интересно, что все дома заводской застройки сооружали только из кирпича, ни разу не отступив от этой традиции. Правда, о повышенной комфортности квартир в годы власти Хрущева, примерно на 15 лет, пришлось забыть. Акцент был сделан на относительно дешевое жилье с небольшими кухнями и коридорами, совмещенными санузлами, низкими потолками. Но и эти дома продолжали строить кирпичными…


Следующими территориями города, которые взялся осваивать УМЗ уже в 60-е годы, стали набережная Красных Орлов (ныне – Александра Протозанова), улицы Кирова, Орджоникидзе и Пролетарская (сейчас – Кабанбай батыра). Примечательно, что и первый участок набережной Ульбы появился на отрезке от трамвайного моста через эту реку примерно до областной больницы. Уже тогда на  заводе стремились, чтобы районы, где живут ульбинцы, выглядели нарядно, были красивыми и зелеными, старались максимально щадить растущие вблизи строек деревья.


А во второй половине 60-х и позже строители пришли на улицы Краснооктябрьскую (ныне – проспект Ауэзова), Крылова, начали застраивать набережную Иртыша на отрезке от Краснооктябрьской до Речного вокзала. И если первую в городе девятиэтажку на площади Ушанова ульбинцы построили в 1967 году, а вторую, на Краснооктябрьской, с магазином «Янтарь» на первом этаже, – спустя два года, то на набережной, которая сейчас носит имя Ефима Павловича Славского, в районе моста через Иртыш, выросли уже несколько  высотных четырнадцатиэтажных «свечек». На средства УМЗ были возведены и два здания, составляющие ансамбль на площади Республики, множество других жилых домов по всему Усть-Каменогорску…


Заключительным аккордом, последним районом заводской застройки, стала Стрелка. Ее возводили в течение 14 лет, с 1977 по 1991 год. И последним домом, который там построило предприятие, стала известная всему городу «сороконожка». Советский Союз рухнул, и на долгие годы в городе забыли о новых стройках.
Нынешние реалии таковы, что промышленные предприятия не участвуют в решении градостроительных вопросов. Их градообразующая роль заключается сейчас главным образом в том, что они предоставляют устькаменогорцам рабочие места, вместе с властями города и области решают социальные вопросы.


Но многие устькаменогорцы со стажем справедливо связывают с Ульбинским металлургическим немалое число жилых, социальных, спортивных и других объектов. С ностальгией вспоминают те времена, когда завод буквально ежемесячно облагораживал облик областного центра все новыми и новыми архитектурными сооружениями, вводил в строй здания, делавшие быт горожан комфортнее и  уютнее. Об этом – в наших следующих публикациях.

Юрий БУРЫХ
«Рудный Алтай» № 43 от 17.04.2014 г.