Завод и город

300-летие Усть-Каменогорска – долгожданный праздник для всех горожан. Сегодня наш современный, красивый, зеленый город являет собой пример крупного промышленного центра. Свой вклад в развитие Усть-Каменогорска внес и Ульбинский металлургический завод.

Ты помнишь, как все начиналось?!

«Вам трудно представить, что собой представлял Усть-Каменогорск. Никакого производства! Во время распутицы через улицу перейти невозможно, если не держать руками крепко сапоги. Ногу будешь поднимать – сапог останется в грязи», – так говорил о нашем городе Ефим Павлович Славский.

Именно с его легкой хозяйской руки строились жилые районы, школы и сады, поднимались дома культуры и больницы, преображались промышленные предприятия.

Возведением объектов занималось Иртышское управление строительства (ИУС). Оно, как и УМЗ, состояло в подчинении министерства среднего машиностроения, которым и заведовал Ефим Павлович. Многие объекты Усть-Каменогорска, который Славский по-отечески любил, построены ИУС по заказу завода.

За 1957-1991 годы Иртышское управление строительства построило:

– жилые дома на более чем 20 000 квартир;

– девять больниц и больничных комплексов;

– 14 школ и три училища;

– два общежития;

– 35 детских садов;

– три лагеря труда и отдыха;

– Центральный дом культуры, Дворец спорта, Дом юного техника, Дом пионеров, музыкальную школу;

– восемь домов культуры в районных центрах ВКО;

– 27 магазинов, 17 кафе, столовых, ресторанов;

– дом отдыха «Голубой залив»;

– комплекс обеспечения питьевой водой города Усть-Каменогорска и технической водой УК ТЭЦ;

– девять мостов, транспортных развязок и виадуков;

– 26 гектаров теплиц и семь животноводческих комплексов.

Стрелка

В 70-х годах началась застройка одного из красивейших микрорайонов Усть-Каменогорска – набережной Иртыша. Визитная карточка города, Стрелка, возводилась в течение 14 лет.

«И вот вся эта красивейшая сегодняшняя набережная, это была свалка, никакой ограды к Иртышу не было. Я сказал: давайте здесь строить район. Сегодня это прекрасное место! Набережную сделали по аналогии с ленинградской», – так рассказывал о нынешней Стрелке Ефим Павлович. Теперь эта набережная, которую он зачинал, по просьбе коллектива УМЗ носит его имя.

Есть и еще одно интересное повествование.

«Знаете, какой поганкой раньше была Стрелка? Тучи комаров, мошки, грязь, участки старого речного русла, рыбозавод, бани. Ужас! Мы с геодезистами полгода этот район в резиновых сапогах изучали. Почти два миллиона кубометров грунта туда засыпали, чтобы все выровнять. Сложная была работа», – вспоминал Владимир Плохих, заслуженный строитель КазССР, 15 лет возглавлявший ИУС.

Бывший главный инженер ИУС Борис Шакирович Назыров, поясняет, что именно на Стрелке в основном строились дома для заводчан. Был возведен жилой фонд на 10 тысяч человек. Чтобы «поставить» район, течение Ульбы и Иртыша было «отшнуровано» подборной стенкой, затем засыпан грунт.

– Последний дом, который мы (ИУС) построили, тоже находится на Стрелке. Это дом «на ножках», а точнее – на сваях, по адресу – Славского, 40. Это были уже 1991-1992 годы. Первые два этажа там не жилые, потому что перед домом парк, а еще потому, что людям должен быть виден Иртыш, – рассказывает Борис Шакирович.

Дворец спорта имени Бориса Александрова

Дворец спорта строился с 1964 по 1968 годы. Официальное его открытие состоялось в конце 68-го.

Историю строительства Дворца спорта поведала Светлана Мордвинова:

– Необходимость Дворца спорта была связана с успехами хоккейной команды «Торпедо»: нужен был лед. Но проблема заключалась в том, что подобные спортивные сооружения разрешали строить в городах-миллионниках. И только благодаря участию бывшего министра Средмаша Ефима Славского в январе 1969 года в Усть-Каменогорске состоялось открытие такого сооружения.

Не менее интересно преподносит историю создания и открытия Дворца спорта журналист Анатолий Шевченко в своей книге «Шайбу-у-у-у!!!».

«В начале шестидесятых оборонный Средмаш (в лице УМЗ) берется за проектировку, а затем и за возведение Дворца спорта. По тем временам – потрясающе-красивого и довольно большого спортивного комплекса. Это сейчас может показаться, что на берегу Ульбы серебристое здание с двумя «льдами» возникло быстро и без всяких трудностей. Но вряд ли кто помнит грозное распоряжение Никиты Сергеевича Хрущева о запрете строительства спортивных и культурных объектов по всей державе, нарушение которого грозило «потерей головы». Так что по инициативе истинных поклонников хоккея усилия администрации завода и властей города благополучно завершились открытием в 1969 году Дворца спорта. К этому времени уже была сформирована первая, по сути профессиональная, хоккейная команда. Два десятка хоккеистов и тренеры получали зарплату... как работники УМЗ. Тот же знаменитый тренер «Торпедо» Юрий Баулин, пришедший в команду играющим наставником, к примеру, был вынужден написать заявление о приеме на работу на завод в качестве аппаратчика. Да и другие хоккеисты числились металлургами, а затем инструкторами по спорту в различных цехах предприятия. Обслуживающий персонал Дворца спорта финансировался через заводское жилищно-коммунальное управление. Так что строительство и 30-летнее содержание сотен и тысяч спортсменов всецело ложились на плечи УМЗ».

Центральный дом культуры (ЦДК)

ЦДК построен в 1962 году для коллектива УМЗ. Он должен был стать одним из множества заводских клубов: уютным, удобным, не более того. По задумке вмещать планировалось только 400 человек. Однако позже власти передумали и решили возвести не скромный Дом культуры, а настоящий дворец.

В 1959 году монументальное здание в греческом стиле было готово, оставалось только навести лоск. Дальнейшего не ожидал никто. Советское правительство выпустило постановление – строить без излишеств. Объект не успели презентовать, по всем статьям никак не вписывался в новые стандарты. В итоге ЦДК... принялись строить заново. Колонны снесли, расширили фойе. Дом культуры теперь был выполнен в строгом стиле и вмещал уже 1 000 посетителей.

Вскоре там стали работать клубы по интересам, библиотека для взрослых и детей. После этого Дом культуры начали украшать, делали это не скупясь. Известный грузинский мастер изготовил два гобелена из шерсти, каждый весом в 600 кг. Один преподнесли в подарок итальянскому театру, второй подарили ЦДК.

В 1957 году знаменитый советский скульптор Евгений Вучетич изваял скульптуру «Перекуем мечи на орала». Композицию СССР презентовала ООН. Международная организация оценила мастерство автора, и скульптуру установили у штаб-квартиры ООН. Вучетич сделал еще три копии своей работы. Одна досталась Москве, другая – Волгограду, третья – Усть-Каменогорску, она и сейчас стоит на входе в ЦДК.

В 1962 году ваятель сделал нашему городу еще один подарок – композицию «К звездам», также установленную возле ЦДК.

Голубой залив. Борок. Сибины.

Заводчане, как и любой трудовой народ, любят хорошо отдохнуть, особенно летом. Бухтарминское водохранилище, Сибинские озера, Горная Ульбинка… Неслучайно именно в этих живописных местах УМЗ еще в середине прошлого века были построены дом отдыха «Голубой залив», базы «Борок» и «Сибины», а для детей – пионерский лагерь имени А. Матросова.

Первыми побережье Бухтарминского водохранилища освоили заводские любители туризма. В начале 60-х там располагался палаточный городок. Свежий воздух, удивительная природа привлекали и манили. И когда принималось решение о том, где быть заводскому дому отдыха, сомнений у руководства УМЗ не было.

Стройка велась рекордными темпами. Материалы доставляли и по суше, и по воде. Первая очередь дома отдыха была сдана в 1966 году. За два года на некогда пустынном месте появились очистные сооружения, котельная и многоэтажный корпус, в котором располагались столовая и клуб.

За один сезон «Голубой залив» принимал до 300 человек. Кроме заводчан, сюда приезжали работники родственных предприятий из Новосибирска и Томска. Работал дом отдыха круглый год. Летом здесь собирались любители пляжного отдыха, а зимой – желающие покататься на лыжах.

Чтобы расширить возможности отдыха работников предприятия, в 70-х годах были построены две заводские базы. На Бухтарминском водохранилище – «Борок», на одном из Сибинских озер – «Сибины». Интересно, что база отдыха «Сибины» начиналась со спортивного лагеря, организованного для заводских любителей подводного плавания.

Бассейн «Дельфин»

В 1965 году завод завершил строительство первого в городе бассейна, получившего символическое название «Дельфин». Его особенность заключается в том, что он расположен в цокольном этаже жилого дома и был первым в Казахстане сооружением подобного типа.

Бассейн активно посещали и работники УМЗ. В их числе была Надежда Турукало, уже в то время увлекавшаяся подводным плаванием. Скоро занятия спортом для Надежды стали больше, чем хобби, и вышли на профессиональный уровень. Уже в 1969 году на чемпионате СССР по скоростным видам подводного спорта она устанавливает свои первые мировые(!) рекорды, за которыми в будущем придут и другие победы на чемпионатах Европы и мира.

Конечно, не все пловцы показывали такие блестящие результаты. Да это и не главное. Главное, что у жителей города появилась отличная возможность круглый год укреплять свое здоровье.

Жилой фонд и промышленность

– Первые дома для сотрудников УМЗ были построены по улице Металлургов, проспекту Ленина (ныне Назарбаева), по Кирова (сейчас Чехова). Именно ИУС возвел первый монолитный дом по улице Беспалова, один подъезд – для УМЗ (Мурину), второй подъезд – СЦК (Куленову). Этот дом стоит до сих пор, он 10-тиэтажный в глубине, где Бульвар Гагарина, а за ним гаражи. Это было начало 90-х. Но у нас (ИУС) были ограничены рабочие силы, не хватало отделочников, и тогда мы настроили коробки, как говорится, «дома-пустышки». И эти дома распределялись по подразделениям, и заводчане уже сами занимались отделкой, – рассказывает Борис Назыров.

– Я приехала работать на УМЗ в 1963 году. Помню, что улица Пролетарская (сейчас – Кабанбай батыра) тогда была почти полностью построена. Уже был Дом связи, ЦДК, – вспоминает Светлана Мордвинова. – В то же время возводились и улицы Крылова, Краснооктябрьская (ныне – проспект Ауэзова), набережная Красных Орлов (сейчас – улица имени А. Протозанова).

Кстати, на последних двух улицах впервые начали строить хрущевки. Они должны были ускорить расселение людей. Это было в конце 60-х – в начале 70-х годов. Первые квартиры улучшенной планировки появились в 1972-м там же, на проспекте Ауэзова.

Застройка города велась быстро. Почти стахановскими темпами. Работники УМЗ получали ключи и становились счастливыми новоселами.

– В то время в эксплуатацию сдавались тысячи и сотни тысяч квадратных метров жилья, – объясняет Светлана Мордвинова. – Квартиры распределялись не только между сотрудниками завода. Жилье выделялось и тем, чьи дома были снесены в ходе строительства.

Кстати, первая в городе девятиэтажка, возведенная на улице Дзержинского, 1 – тоже дело рук УМЗ. Это было знаковым событием. Появился первый в городе лифт. Добрая половина городской ребятни специально прибегала сюда, чтобы покататься.

А еще в Усть-Каменогорске ИУС построил пять заводов – УМЗ (частично), завод керамики, арматурный завод, в его же составе полимерный и завод нормализованных крепежных изделий в Согре.

Здесь и сейчас

Построенные больше полувека назад объекты соцкульбыта стали неотъемлемой частью «ландшафта» областного центра. Но, если бы не деятельное участие в судьбе этих проектов бывших министра Средмаша Ефима Славского и директора УМЗ Владимира Потанина, то вряд ли бы они состоялись. Что ни говори, а роль Ульбинского металлургического завода в истории становления и развития современного Усть-Каменогорска огромна.