Творцы атомного века. Часть 2 «Летопись завода»

«УМЗ-информ» продолжает цикл материалов, посвященных особой дате – 75-летию атомного проекта СССР. В прошлом номере мы рассказали о Ефиме Павловиче Славском и зарождении атомной промышленности. Эта статья о том, какая роль в становлении отрасли была отведена Ульбинскому металлургическому заводу.

РОЖДЕНИЕ ЗАВОДА

Итак, начало атомного проекта положено решением Совета Государственного Комитета Обороны о создании 20 августа 1945 года Первого главного управления (ПГУ). Чуть позже – в 1953 приемником управления станет Министерство среднего машиностроения. А пока именно ПГУ управляло атомной промышленностью Советского Союза, в ряды которой в 1949 году вошел и завод №2А, ныне – Ульбинский металлургический.

УМЗ занял заметное место в системе ПГУ. На созданном, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 октября 1947 года, предприятии сначала планировалось производить металлический торий для переработки в оружейный уран. Первая партия оксалата тория была изготовлена 29 октября 1949 года. Однако ввиду экономических сложностей в стране, возникших после Великой Отечественной войны, выпуск оксалата тория был отложен, а предприятие – переориентировано на новые виды продукции.

Урановое, бериллиевое и танталовое производства УМЗ – три кита атомной и высокотехнологичной промышленности, без которых и ядерный щит страны, и мирное производство энергии, и современные космические технологии были бы просто немыслимы.

УРАНОВАЯ ИСТОРИЯ

Урановая летопись завода берет свое начало с опытного цеха, запущенного в 1953 году, где отрабатывалась технология будущего уранового производства. В 54-м закончилось строительство комплекса цехов – №3, 8, 9, 28. Здесь начался выпуск закиси-окиси урана в промышленных масштабах. В 1958 году взамен закиси-окиси по уникальной технологии ульбинцев начато изготовление тетрафторида урана.

В разгар «холодной войны» львиная доля урановой продукции перерабатывалась в оружейный уран и плутоний. Ими снаряжались атомные боеприпасы.

В 1968 году после реконструкции корпуса на Ульбинском металлургическом начал работать единственный в СССР знаменитый восьмой цех по производству сердечников для тепловыделяющих элементов из высокообогащенного урана и бериллия для реакторов атомного подводного флота. «Топливо» завода позволяло судам перемещаться с небывалой скоростью – 80 км/ч. Именно эти подлодки стали рывком, позволившим СССР превзойти запад в военно-техническое плане.

Всю свою историю завод решал важнейшие научные и производственные задачи, которые ставило время. Поэтому ульбинцы, создавая элементы ядерного оружия, активно работали и над использованием уникальных технологий в мирных целях.

В начале 70-х завод переориентируется на выпуск продукции для нужд народного хозяйства. Это время в СССР стало периодом бурного развития атомной энергетики, что требовало больших объемов топлива для строящихся АЭС. Монополистом в СССР по его изготовлению было предприятие п/я А 7340 в городе Электросталь. На тот момент завод выполнял заказ Ленинградской АЭС. Но даже при полной загрузке мощностей он не успевал произвести порядка 150 тонн порошка диоксида урана, которые нужно было поставить не позднее августа 1973 года. Эта проблема стала известна Владимиру Потанину. Несмотря на то, что переработка таких количеств обогащенного урана до диоксида керамического сорта заводом никогда не осуществлялась, Владимир Петрович поставил эту задачу перед УМЗ. То было судьбоносное решение для завода! Дальше – больше, и уже к концу 80-х предприятие производило 80% всех топливных таблеток для реакторов АЭС Советского Союза и дружественных стран.

В достижении этих высот следует отметь заслугу коллектива завода, возглавляемого двумя известными директорами – Владимиром Потаниным и Юрием Муриным. В числе заводских корифеев и главный инженер Владимир Рождественский, и начальник ПТО Владимир Плотников, а также стоявший у истоков становления и развития уранового производства – Альберт Гофман. Все они стали лауреатами Государственных премий СССР за разработку бериллиевой тематики, а Альберт Гофман – лауреатом премии Совета Министров за разработку технологии замкнутого топливного цикла для атомных электростанций.

СЕКРЕТЫ БЕРИЛЛИЯ

В 1956 году было принято решение об изготовлении на заводе керамических тепловыделяющих элементов для энергетических установок из композиции высокообогащенного урана и оксида бериллия. Трехслойные композитные трубки должны были работать в активной зоне реактора, заменяющего привычный авиационный двигатель. Самолет с таким реактором был построен и успешно испытан, а подобная технология до сих пор остается непревзойденной. В дальнейшем она успешно использована для производства продукции для нужд народного хозяйства.

В середине 60-х специалисты УМЗ освоили промышленный выпуск металлического бериллия и специальных изделий из него. Бериллиевые изделия применялись в качестве оболочек для ядерных зарядов при создании атомных бомб. Так усилиями ульбинцев ковался атомный щит СССР.

Изделия из металлического бериллия широко используются в качестве отражателей нейтронов в исследовательских атомных реакторах. В силу своих уникальных физических свойств приборные и конструкционные сорта бериллия, разработанные на заводе, незаменимы в космических аппаратах, гироскопах, авиации и машиностроении. Из усть-каменогорского бериллия были сделаны телескопические стойки стационарного спускаемого аппарата для исследования спутника Земли и целый ряд деталей знаменитого «Лунохода», а также тормозные диски космического челнока «Буран».

ТАНТАЛОВЫЙ ПРОРЫВ

В 1959 году на танталовом производстве освоено изготовление порошков из этого металла, а в 62-м здесь стали выплавлять тантал в слитках. В 1969 году это производство становится на заводе центром по созданию уникальной технологии получения сверхпроводящих материалов.

В стране в то время стремились глубже исследовать тайны атомного ядра, и сверхпроводники нужны были для Серпуховского ускорителя протонов. Реализация в Союзе проекта по созданию установок термоядерного синтеза, так называемых ТОКАМАКОВ, потребовала и качественно новых «сверхпроводов», как именовали их на заводе. С использованием материалов, созданных на УМЗ, на установке ТОКАМАК-10 впервые в СССР удалось получить и удержать плазму температурой 70 миллионов градусов!

Сверхсплавы из заводского тантала и ниобия ценятся и в современном мире. Их применяют для изготовления деталей авиационных двигателей, которые соответствуют особо жестким требованиям к прочности и надежности материалов. Из тантала изготавливают и костные имплантаты, которые не отторгаются организмом. Вообще список сфер применения этих металлов займет не одну страницу.

ЗАВОД И ГОРОД

Большое влияние Ульбинский металлургический оказал на развитие Усть-Каменогорска. Велика в этом заслуга Ефима Павловича Славского, ежегодно посещавшего подопечное предприятие. Именно с его легкой руки стала планироваться и строиться Стрелка, возводились объекты культуры и здравоохранения, преображались промышленные предприятия. Ефим Павлович всегда делал акцент на том, что хорошая работа сотрудника зависит от достойных условий его жизни.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

В советский период работы Ульбинского металлургического восемь его специалистов защитили докторские и 57 – кандидатские диссертации по заводской тематике. 38 ульбинцев стали лауреатами государственных и правительственных премий СССР, 646 заводчан удостоены орденов Советского Союза за самоотверженный труд на благо Родины. В феврале 1976 года за успешное выполнение задач девятой пятилетки, за достижение высоких показателей в эффективности производства и качестве продукции Ульбинский металлургический завод наградили орденом «Знак почета». Вручил эту высокую награду директору УМЗ Юрию Мурину министр Среднего машиностроения Ефим Славский.

ЦЕНТР НАУКИ

О высоком статусе Ульбинского металлургического в системе атомной отрасли говорит и тот факт, что завод регулярно посещали именитые ученые. Они лично курировали различные проекты предприятия. Так, на УМЗ в разное время побывали президенты Академии наук СССР Анатолий Александров и Мстислав Келдыш, академик, ученый-металловед Андрей Бочвар и многие другие. Они знали, что работники завода способны освоить самые сложные и самые перспективные производства. Именно поэтому на УМЗ регулярно проводились научные конференции союзного уровня.

НОВАЯ ИСТОРИЯ

С распадом Советского Союза для завода, как и для всей атомной отрасли, наступили сложные времена. Чутко откликавшийся на нужды большой страны, в этот период УМЗ в некотором смысле оказался «не у дел». Все изменилось с созданием национальной компании АО «НАК» Казатомпром», в состав которой и вошел завод. Впрочем, современное развитие атомной энергетики и высоких технологий – тема уже совершенно другой истории. Ее читайте в следующем номере.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ

В рамках празднования юбилея атомной отрасли в 2020 году запланировано множество мероприятий.

Осенью в Сочи состоится World Atomic Week – международный съезд сторонников атомной энергетики. В декабре в Москве начнет работу легендарный павильон «Атомная энергетика» на ВДНХ. Помимо установки памятника Ефиму Славскому, о чем мы писали в прошлом номере, будут открыты памятные доски руководителям атомной отрасли – Михаилу Первухину, Авраамию Завенягину, Андранику Петросьянцу и Виталию Коновалову.

Это весьма значимое событие и для нашего предприятия, так как Виталий Федорович Коновалов с 1956 по 1975 трудился на Ульбинском металлургическом заводе, начав свой путь с мастера-дублера. Позже он стал начальником цеха №10, ныне – танталовое производство. С 1989 по 1991 год Виталий Федорович занимал должность министра атомной энергетики и промышленности СССР.

Алексей Проскуряков