ЗАЩИТНИК ГОРОДА НА НЕВЕ 

Когда-то совсем юные, порой еще безусые юноши, они встали на защиту своей Родины от  фашистских захватчиков. И не только выстояли в этой неравной битве, но и героически победили. Сегодня тем, кто встречал весну 45-го, уже за 90 лет! С каждым годом их остается все меньше и меньше. И тем ценнее воспоминания ветеранов Великой Отечественной о фронтовых буднях, которые сейчас, по прошествии времени, можно без преувеличения назвать «подвигом». 

Один из ветеранов Великой Отечественной войны – бывший работник Ульбинского металлургического завода Евгений Емельянович Лескин.

В ноябре 1942-го, получив военную профессию стрелка-радиста, он вместе с другими бойцами был переброшен под Ленинград, чтобы участвовать в его обороне.

Как вспоминает Евгений Емельянович, отряд базировался недалеко от города, на Невском пятачке. Там и велись военные действия. Хотя их группа должна была летать в составе боевых экипажей, подняться в небо ему удалось только несколько раз. На самолете «Пе-2» он бомбил Кенигсберг. А затем пришлось воевать на земле, выполняя другие задания.

Одно из них, уничтожение немецкой гаубицы, запомнилось особенно. Зимой 1942-го орудие было доставлено немцами под Ленинград. Оно производило по городу десяток выстрелов с расстояния 18-20 километров и откатывалось в укрытие.

Перед группой бойцов, куда входил и Евгений Лескин, поставили задачу: найти, где немцы прячут пушку, чтобы артиллеристы могли ее уничтожить. Задача, скажем прямо, была непростая. Гаубица была хорошо замаскирована, поэтому засечь ее было нелегко. Чтобы определить примерные координаты местонахождения пушки, почти месяц в часы обстрела бойцы вели наблюдение с высотных домов Ленинграда за тем, откуда летят снаряды. А потом Евгения Емельяновича перебросили в тыл к немцам, в район, где по данным разведки находилось укрытие гаубицы. В течение недели он уточнял эти данные, высматривал, определял координаты. И когда засек, что пушка вышла на рельсы и движется к месту стрельбы, то сразу же сообщил командиру. А затем уже за дело взялись артиллеристы. Так орудие было уничтожено.

После снятия блокады началось освобождение Эстонии. И здесь Евгений Лескин обеспечивал связь подразделений с командованием, корректировал огонь артиллерии по вражеским укреплениям. Как рассказал Евгений Лескин, командиры дают вводную: где-то в этом районе замечено, например, танковое соединение. А его обязанность – подобраться поближе, уточнить и дать координаты артиллеристам.

Судьба хранила Евгения Емельяновича от шальной пули и от вражеского снаряда. За всю войну – только одно небольшое ранение, как он сам говорит, «да и не ранение это, а так, осколком ногу оцарапало».

Домой, в Казахстан, он вернулся с боевыми наградами на груди: орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За отвагу». После войны ему вручили ордена Отечественной войны II степени и Славы III степени.

Сняв военную форму, приступил Евгений Емельянович к восстановлению народного хозяйства. На Ульбинский металлургический завод пришел в 1959 году. Был принят аппаратчиком в цех по производству продукции из бериллия, затем переведен в складское хозяйство. На счету Евгения Лескина несколько рацпредложений. Его работа на УМЗ отмечена благодарностями руководства.

…Сквозь время, как сквозь сито просеиваются события минувших лет,  оставляя на поверхности только самые значительные. Великая Отечественная война – одно из них. И сохранить память о нем, о людях, которые принесли мир на землю, – наш долг, долг потомков.

«Устинка плюс» № 19 от 10.05.2018 г.

Наталья ПАШАГИНА