КАЗАХСТАН В НОВОМ СТАТУСЕ

В Усть-Каменогорске официально от­крылся банк низкообогащенного урана МАГАТЭ. Казахстан в очередной раз дока­зал всему миру свою политику ядерного нераспространения. До этого страна закрыла Семипалатинский испытатель­ный полигон, а чуть позже сознательно отказалась и от атомного оружия.

С инициативой открыть на территории нашей страны Международный банк низкообогащенного урана еще в 2009 году выступил Президент Ре­спублики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Главное, на чем де­лал упор Глава государства, - это то, что создание между­народного банка ядерного то­плива в Казахстане позволит другим странам открыто реализовывать свои энергетические программы. Гексафторид ура­на смогут получать те страны, которые планируют развивать мирные ядерные технологии, но не обладают необходимы­ми возможностями. Банк как раз для того и создан, чтобы убедить государства не тратить время и деньги на развитие тех­нологий обогащения, которые впоследствии могут быть ис­пользованы для военных целей.

После ряда консультаций и громадного объема междуна­родной работы в августе 2015 года между Правительством РК и Международным агент­ством по атомной энергии (МАГАТЭ) было подписано со­глашение о создании банка низкообогащенного урана (НОУ) на территории  Казахстана  на площадке Ульбинского метал­лургического завода в городе Усть-Каменогорске.

На создание банка и его функционирование в течение как минимум десяти лет были выделены около 150 миллио­нов долларов: фонд «Инициа­тива по сокращению ядерной угрозы» предоставил 50 мил­лионов долларов, Норвегия -5 миллионов долларов, США - 49 миллионов долларов, ОАЭ – 10 миллионов долларов, ЕС –  до 25 миллионов евро, Ку­вейт – 10 миллионов долларов, а также Казахстан - 400 тысяч долларов и взносы в натураль­ной форме.

И вот, спустя два года, по плану хранилище построено и готово принять первые партии топлива для АЭС по всему миру.

– Открытый банк - уни­кальный, поскольку матери­ал, который будет находиться здесь, принадлежит Междуна­родному агентству по атомной энергии, - сообщил директор по сбыту АО «УМЗ» Александр Ходанов. - Таких банков боль­ше нигде в мире нет. Материал закупит МАГАТЭ, и Агентство будет распоряжаться им по сво­ему усмотрению.

Здание строили мест­ные специалисты, но с уче­том технических регламентов МАГАТЭ.

- Путают два понятия, ядерное топливо и ядерные отходы, - продолжает Алек­сандр Ходанов. - Так вот, от­работанное топливо, или отхо­ды, никогда не завозилось и, я надеюсь, не будет завозиться в Казахстан. Это запрещено законодательством. Гексафторид урана - это коммерческий продукт, который продается на мировом рынке, его про­изводит большое количество предприятий. Есть упаковка, которая обеспечивает абсолютную безопасность при транспортировке, при аварийных ситуациях, будь то крушение поезда, падение в водоем, что угодно. Радиоактивное со­держимое наружу не выбра­сывается.

-  Наш склад оснащен по­жарными и радиологически­ми приборами учета, - пояс­няет в свою очередь директор по безопасности производства АО «УМЗ» Сергей Сидоров. - С гексафторидом урана мы работаем очень давно, опыт есть. Ни одного инцидента за 50 лет не произошло. К тому же у нас есть специальная бри­гада, которая обучена рабо­тать с радиоактивным матери­алом.

-  Открытие на территории Казахстана банка низкообогащенного урана МАГАТЭ – это не просто большое, а важное и значимое событие для на­шей страны, - считает заместитель генерального дирек­тора Национального ядерного центра РК по радиоэкологии Сергей Лукашенко. - Создан новый, уникальный механизм взаимодействия в мировом масштабе. Что касается безо­пасности, то по своим показа­телям низкообогащенный уран - это тот же природный уран. По своим ядерно-физическим и химическим показателям они идентичны. А теперь пред­ставьте, в Усть-Каменогорске будут храниться 80 тонн то­плива, а Казахстан ежегодно добывает около 20 тысяч тонн природного урана. И потом, АО «УМЗ» работает с гексафторидом урана ужа 50 лет. Это такой опыт! Поэтому всяческие опасения просто беспочвенны.

«Рудный Алтай» № 101 от 31.08.2017

/Геннадий МАРКОВ/