О нас пишут


Ядерный банкинг

На минувшей неделе Советом управляющих Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) утвержден проект соглашения о создании Банка низкообогащенного урана (БНОУ) в Казахстане. Более подробно об этом рассказали на брифинге в СЦК представители Минэнергетики, МИД РК, Национального ядерного центра, Ульбинского металлургического комбината и АО «Казатомпром».


Как отметил на брифинге посол по особым поручениям МИД Барлыбай Садыков, продвижение инициативы Казахстана о создании на его территории банка ядерного топлива осуществлялось 4 года, в течение которых наша страна вела переговоры с МАГАТЭ о реализации данного проекта. Основная цель создания Банка НОУ в Казахстане – учреждение механизмов, обеспечивающих гарантированные поставки ядерного топлива государствам – членам МАГАТЭ, которые не заинтересованы в создании полного цикла ядерного топлива и неукоснительно выполняют обязательства по нераспространению ядерных технологий и оружия массового поражения. Предполагается, что такая мера снизит вероятность бума ядерных технологий, позволяющих иным странам с нестабильной внутриполитической средой оказаться на полпути к производству атомного оружия.


– МАГАТЭ будет владельцем урана, хранящегося в банке ядерного топлива, который разместится на Ульбинском металлургическом заводе, – пояснил спикер.
Финансирование проекта в объеме 150 млн долларов будет осуществляться за счет добровольных взносов заинтересованных стран – членов МАГАТЭ. На сегодня ряд государств уже перечисл средства в фонд проекта в МАГАТЭ. В частности, правительство США выделило на эти цели 49 млн долларов, Европейский союз – 25 млн евро, Кувейт и ОАЭ – по 10 млн долларов и Норвегия – 5 млн долларов. Кроме того, Международный фонд сокращения ядерной угрозы выделил 50 млн долларов.
– Что касается Казахстана, то наша страна несет расходы лишь по хранению ядерного материала. При этом каких-либо дополнительных расходов на проект со стороны Казахстана не предусматривается, – сообщил Барлыбай Садыков.
Процедура подписания соглашения о создании БНОУ между Казахстаном и МАГАТЭ должна состояться в конце августа, и, как отметил спикер, данная дата имеет глубоко символичное значение для Казахстана. Именно 29 августа 1991 года Указом Президента РК Нурсултана Назарбаева был закрыт Семипалатинский ядерный полигон. Более того, по инициативе Казахстана Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о провозглашении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.


Напомним, в БНОУ будет размещаться ядерное топливо стандартной коммерческой спецификации с обогащением урана-235 до 4,95% в виде гексафторида, которого достаточно для одной полной загрузки активной зоны реактора или для трех перезагрузок реактора с водой под давлением мощностью 1000 МВт.
Спикеры рассказали и о том, насколько безопасно наличие подобного хранилища ядерного топлива для экологии Восточного Казахстана и здоровья населения региона. Речь идет пока о размещении 60 баллонов с гексафторидом на УМЗ, ядерные хранилища которого, как отметил заместитель председателя Комитета атомного и энергетического надзора Минэнерго Тимур Жантикин, рассчитаны на более внушительные объемы топлива. При этом он напомнил, что низкообогащенный уран не является радиоактивным отходом. Он не может представлять особого интереса для террористов и прочих охотников за ядерными элементами.
– Система безопасности УМЗ всегда соответствовала международным требованиям. Тем не менее в рамках более 15 миссий МАГАТЭ с участием экспертов мирового уровня на заводе было проделано немало работы по совершенствованию системы обеспечения ядерной и другой безопасности, – сказал он.


Одним из главных условий размещения Банка ядерного топлива именно в Казахстане стало то, что наша республика выступает в качестве глобального лидера по нераспространению ядерного оружия. Кроме того, Ульбинский металлургический завод является старейшим в мире предприятием по выработке гексафторида урана, производимого здесь более 40 лет.
– Единственный минус страны – это отсутствие выхода к морю, что предполагает транспортировку грузов через территории других стран. Поэтому подписано транзитное соглашение с Россией, а в скором времени аналогичный документ будет подписан и с Китайской Народной Республикой, – сказал заместитель генерального директора Национального ядерного центра Сергей Лукашенко.

 

 

Досжан НУРГАЛИЕВ
«Казахстанская правда» 16.06.2015