О нас пишут


УМЗ. Культурная революция

65 лет назад в Усть-Каменогорске многоэтажные дома и сложные архитектурные сооружения встречались редко. С момента строительства и запуска Ульбинского металлургического завода город начал активно застраиваться. Но чем быстрее рос областной центр и увеличивалось число его жителей, тем острее ощущалась нехватка культурных и социальных объектов. Ведь не мог человек жить только работой и домом. И вот УМЗ устраивает «культурную революцию» в отдельно взятом городе. Иначе не скажешь, ведь меньше чем за десять лет здесь появляются объекты, без которых сегодня немыслим Усть-Каменогорск, а люди получили возможности, о которых раньше могли только мечтать.
Мы продолжаем цикл материалов о вкладе Ульбинского металлургического завода в развитие Усть-Каменогорска. И сегодня расскажем об объектах культуры, ставшими «визитными карточками» Усть-Каменогорска.

Все дороги ведут в ЦДК
1962 год. Открылся Центральный дом культуры.
Центральным его назвали не только из-за того, что он был самым большим в области (940 мест), но еще и потому, что ЦДК стал центром творческой жизни всех устькаменогорцев. Ведь УМЗ строил не только для себя, но и для города. Поэтому в ЦДК, помимо заводских, проходили все городские и областные мероприятия. На зимних каникулах для школьников устраивались елки, а для студентов училищ проводили настоящие новогодние балы.
Каждому горожанину, а не только заводчанам предоставлялась возможность развивать свой творческий потенциал. В ЦДК можно было посещать занятия музыкально-хоровых и танцевальных студий. Здесь занимались 20 коллективов художественной самодеятельности, 11 из которых носили звание «Народный». Всех, кто приходил в Дом культуры, УМЗ обеспечивал костюмами и музыкальными инструментами. 
И еще. Борис Штоколов, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина. Что значили для людей того времени эти имена?  Сейчас бы мы сказали – звезды первой величины. А тогда – любимые всеми народные артисты. Казалось бы, такие далекие, теперь они стали ближе и еще роднее. И все потому, что благодаря ЦДК у жителей Усть-Каменогорска появилась возможность посещать концерты своих кумиров.
Руководители УМЗ прилагали максимум усилий, чтобы в Центральном доме культуры все было на высшем уровне. И как закономерный результат — признание в 1980-м году ЦДК лучшим среди подобных учреждений всего Минсредмаша.

Мастерская для самоделкиных
В 60-е годы Станция юных техников в Усть-Каменогорске располагалась в полуразрушенном помещении. УМЗ в то время наметил возведение детского дома культуры. Когда строительство только начиналось, директор станции юных техников Антонина Тихонова обратилась к Ефиму Славскому с просьбой отдать здание ее подопечным. Она рассказала, сколько детей у нее занимается, какие есть кружки, а самое главное - показала удивительные вещи, которые маленькие мастера создавали даже в самых неблагоприятных условиях. Ефим Павлович проникся просьбой и распорядился отдать здание кружковцам. И завод возвел здание, по сегодняшний день известное нам как Станция юных техников. Даже по современным меркам оно более чем достойное. А в то время было просто воплощением детской мечты.
После новоселья кружковцев, расширился и преподавательский состав учреждения: с детьми по собственному желанию стали заниматься работники завода - люди с фундаментальным инженерным образованием. И делали это они по собственной инициативе, в свободное время. Дело в том, что в цехах УМЗ всегда было много талантливых, увлеченных людей — кто-то занимался моделированием, кто-то роботостроением, кто-то «болел» геологией.

С заботой о будущем
Дети для УМЗ были вообще отдельной категорией граждан. Для них создавалось все лучшее.
Дом пионеров. С большим количеством светлых и высоких помещений. Здесь учили детей создавать полезное и красивое, учили любить родину, уважать старших. Кто-то скажет — советская идеология. Ничуть. Во все времена  необходимо  воспитывать в детях лучшие качества, приобщать к общечеловеческим ценностям.

Учиться высокому смогли и юные дарования, получившие новенькое здание детской музыкальной школы № 1. Ребята и преподаватели получили не только собственное здание. К новоселью им подарили десять новых роялей.
Надо отметить, что УМЗ никогда не переставал заботиться ни о «своих» новостройках, ни о тех, которые передавались  на баланс городского бюджета. Шефство УМЗ брал и над другими объектами (например, провел капитальный ремонт здания краеведческого музея). И никогда не считался с этим, поскольку все, что касалось благополучия горожан, не могло быть для завода чужим.
Как не была чужой и проблема отдыха устькаменогорцев. Завод подошел к ее решению с присущей ему основательностью и масштабностью. Но об этом — в следующем материале цикла, посвященном 65-летию Ульбинского металлургического завода.
Наша справка: Ульбинский металлургический завод входил в министерство среднего машиностроения, который в то время возглавлял Ефим Павлович Славский. Кроме того,  Ефим Павлович был в то время депутатом Верховного Совета СССР от нашей области. Он знал, чего горожанам не хватает, принимал от избирателей наказы. Деньги на строительство всех культурных объектов выделялись УМЗ, который являлся заказчиком. А непосредственно строительство осуществляло Иртышское управление строительства (ИУС). . 

 

Наталья ЦВЕЙГАРД,
«Мой город» № 21 от 22.05.2014 г.